Боке (англ. bokeh — размытие). Как пишет Википедия, слово Боке (яп. бокэ) произошло в Японии. На просторы бывшего СССР термин пришел в начале 90-х годов. По сути, боке — это размытость фона вне точки фокусировки объектива. Обычно, стекло фокусируется на переднем плане, значит задний фон мы получаем размытым. Конечно, размытость зависит от фокусного расстояния и степени открытия диафрагмы.На боке, кроме фокусного расстояния и диафрагмы объектива еще влияет несколько факторов:
- дистанция фокусировки
- вид отверстия диафрагмы
- оптическая схема объектива
Дабы не вдаваться в подробности, я приведу несколько примеров про светосилу объектива, диафрагму и фокусное расстояние.
Вот несколько примеров снятых на объектив NIKON AF-S 50 mm f/1.8G Nikkor и фотоаппарат Nikon D7100. Фокусируемся на цветке. По мере закрытия диафрагмы, получаем более прорисованный задний фон, и соответственно, меньшее боке.
Конкретно в данном случае, мы получаем боке благодаря открытой диафрагме, но если мы будем закрывать ее, то соответственно боке будет исчезать.
Боке хорошо использовать при съемке портретов. Так, фотографии получают некий художественный эффект.
Так, мы разобрались, что чем меньше светосила объектива, тем больше размытость заднего фона.
Теперь перейдем к дистанции фокусировки. По простому говоря, чем дальше объект, тем труднее получить размытость фона. Конечно, если у нас не телевик. Сейчас я говорю про свой полтосник, на который делал снимки, которые выше. Итак, полтос (50mm) на кропе, будет где-то почти 80mm. В данном случае, все мои примеры выше сделаны с небольшого расстояния. Порядка 1-2 метра. Если бы я снимал поле, ландшафт, с диафрагмой 1.8 и точкой фокусировки по центру, то никакого бы боке я не получил. Скорее всего, просто сам снимок был бы не резким.
Вывод следующий, чем больше фокусное расстояние объектива и ближе объект съемки, тем большее боке мы получаем.
Вот несколько примеров, снятых на объектив Nikon DX AF-S NIKKOR 55-300mm 1:4.5-5.6G ED VR. До объекта съемки были десятки метров, однако, из-за длинного фокуса (300mm) мы получаем неплохую размытость. И это несмотря на то, что на длинном конце диафрагма у объектива f/5.6.
Есть некоторое заблуждение, что классное боке можно получить на качественной оптике. Но не все могут позволить иметь в своем портфеле дорогие объективы.
Вот несколько примеров фотографий с боке сделанных на китовый объектив Nikon Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom.
Как мы видим, на длинном фокусе некую бокешку можно получить и на китовый объектив. Постобработка может придать дополнительную художественность фотографии, что позволить пробовать выделятся фотографу среди остальных любителей…
Итог. Боке — несомненный плюс при получении какого-либо кадра, будь то портрет, репортаж или что то другое. Опытные фотографы без проблем размывают задний фон и получают хорошие снимки. Однако, как я написал выше, использовать боке, при получении некоторых фотографий (например портретов) могут и новички, главное, творческий подход и желание учиться чему то новому.
P.S. Программно сделать боке можно с помощью Adobe Photoshop и фильтра Lens Blur.